- Храм
- особое, отличное от других строений, здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. С древних времен в православной церкви X. усвояются различные наименования: 1) Дом Божий заимствовано из Св. Писания Ветхого Завета. 2) Дом Господень встречается в 1-й раз в правилах анкирского собора в 314 г. 3) Царские чертоги с тех пор, как Константин Великий отдал несколько общественных зданий, называвшихся базиликами, под церкви. 4) Экклезия церковь встречается в Св. Писании и обозначает и место собрания, и самое собрание верующих. 5) Синод по-греч. или собор = синоним церкви, прилагавшийся к православным X. в отличие от собраний еретических. 6) Дом молитвы в Св. Писании оно усвояется Х. Иерусалимскому и молитвенным домам Иудеев, отсюда оно было перенесено и на христианские Х. 7) Х., построенные в честь мучеников на гробах их, назывались трапезами, от обычая совершать литургию на гробах мучеников, кладбищами и гробами. 8) Апостолейон в честь апостолов, профетейон в честь пророков. Позже Х. стали усвоять названия лица или события, в честь и воспоминание которого построен. Храмы бывают 1) ставропигиальные находящиеся в непосредственном ведении патриарха или Св. Синода, 2) кафедральные главные Х. епархиальных архиереев, 3) приходские и 4) кладбищенские Слово X. вошло в употребление не ранее IV в., ибо это название языческое и христиане питали отвращение ко всему языческому. И. Христос посещал Иерусалимский храм и другие синагоги, но для совершения действий, которые должны были служить основанием новозаветного богослужения, Он избирал особые места. Так, напр., Он молился в саду Гефсиманском и на горе Елеонской, в горнице, таким образом получает свое начало христианский Х. После выяснения отношения Моисеева закона к христианскому учению на апостольском соборе 42 г. и со времени гонения на христиан, воздвигнутого римлянами, апостолы перестали посещать Иудейские храмы, а вскоре Иерусалимский храм был разрушен (в 70 г.). И тогда главным местом собраний христиан апостольского века, по примеру И. Христа, стал служить частный дом. Такой дом переставал быть обыкновенным жилищем и благолепно украшался. Для построения Х. христиане издревле выбирают возвышенные места, подражая в этом Х. Иерусалимскому, построенному на горе Мориа. Алтарем Х. строятся на восток. Наиболее употребительные и одобренные формы X. продолговатая, наподобие корабля, и крестообразная, употребляются также издревле круглая и восьмиугольная формы. Из наружных особенностей Х. важны купола или главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. По внутреннему устройству Х. делится на 3 части: притвор, средняя часть и алтарь. Средняя часть это та, которая между притвором и алтарем. Принадлежности этой части Х. амвон, солея, клиросы, иконостас. Принадлежности алтаря престол, горнее место и жертвенник. Престол, кроме одежд, имеет илитон, антиминс, дарохранительницу, крест и Евангелие. В некоторых Х. над престолом устраивается сень, или балдахин, иначе называемый киворием. Горнее место это седалище, устраиваемое за престолом у восточной стороны и возвышающееся над полом алтаря на несколько ступеней. Ему усвояется также наименование архиерейской кафедры или трона. На него восходит и на нем восседает в известное время священнодействующий архиерей. Обычай усвоять особое место для архиерея восходит к апостольским временам, как это видно из свидетельства Евсевия, св. Григория Богослова и многих других отцов церкви.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.